Создать условия для получения детьми высшего образования к 14 годам

Согласно программам Академии образования, социального и экономического развития ("система МИР" П.В. Тюленева), нормальным и оптимальным во всех отношениях сроком получения первого высшего образования является возраст 12 - 14 лет.

Для иллюстрации современных возможностей родителей приводим статью:

Вундеркинды русской иммиграции


Виталий Орлов

Анжела и Диана Князевы

Вундеркиндами рождаются или становятся? Как солдатами, когда позовет долг? Если в семье появляется ребенок, который в два года играет Токкату Баха, мы говорим – вундеркинд, талант, дар Божий. То же самое, если малышу одинаково легко сосчитать, сколько будет дважды два или интеграл от косинус икс деикс. Но на дворе ХХI век, и жизнь все реже требует появления нового Моцарта и все чаще – какого-нибудь Адама Смита в экономике, финансах, бизнесе. Появление в семье вундеркинда в подобных областях знаний – это кажется пока что феноменом даже для тех, кто регулярно имеет дело с гениальными юными скрипачами или математиками. А если в семье появился не один, а сразу два вундеркинда, которые хотя и не родились выдающимися финансистами, но ими, похоже, становятся – в это поверить трудно. И тем не менее это так.

Я говорю о сестрах Анжеле и Диане Князевых. Их называют не иначе как «чудо-дети». Их достижения отмечены дипломами Международного клуба рекордсменов «Interstrong», дипломами агентства «Пари» и занесены в Книгу рекордов России. Девочки знают 4 иностранных языка, являются авторами 30 публикаций, докладов и научных работ. Им были посвящены выпуски российских телепрограмм «Я сама», «Пресс-клуб».

Сейчас сестры учатся в бизнес-школе Стерн (ее официальное полное название - Leonard N. Stern School of Business) Нью-Йоркского Университета. «Но что в этом особенного, - возразят мне, - мало ли студентов, в том числе русскоязычных иммигрантов, учатся в NYU?». Особенное есть, и не просто особенное, а из ряда вон…. Анжела и Диана Князевы

Все дело в том, что, во-первых, сестры – не просто студенты, а учатся по докторской программе по бизнес-администрированию, специальность – экономика, вторая специальность – международный бизнес. А во-вторых, будущим докторам экономики (предполагаемый срок окончания учебы – 2007 год) ныне… 17 и 15 лет!

Как сейчас обстоят дела в американской, а значит, и мировой экономике, мы хорошо ощущаем... Очень многие квалифицированные специалисты, часто очень зрелые и высокообразованные люди, приняли решение на какое-то время уйти в университет, получить новые знания, новую более высокую ученую степень, а затем вновь вернуться в свою профессиональную сферу. Именно поэтому престиж лучших бизнес-школ в течение 2-3 последних лет возрос небывало, и от желающих в них попасть просто нет отбоя. В этой ситуации американские университеты имеют возможность выбирать на свои важнейшие программы лучших из лучших, самых квалифицированных, самых целеустремленных, самых упорных, самых талантливых и притом со всех континентов.

А уж попасть на докторскую программу в одну из лучших бизнес-школ Америки и мира не просто трудно, а сверхтрудно, практически почти невозможно.

Осенью 2002 года в бизнес-школу Стерн было подано более 1000 заявлений со всего мира, а принято менее 25 человек. Примерно такая же статистика и в других университетах из первой пятерки: Гарварде, MIT, Стэнфорде, Колумбийском университете, Принстоне.

Сотни тысяч американских семей были бы счастливы получить для своего ребенка хотя бы одно приглашение в любой из университетов первой десятки. Анжела и Диана были приняты в четыре достойнейших университета Америки! Они выбрали NYU.

А кого выбирал NYU? Именно тех, самых достойных, самых успешных, готовых идти на жертвы, умеющих посвятить себя профессии без остатка, притом выбирал без оглядки на национальность, происхождение и даже на возраст. А зачем иных за такие-то деньги содержать?

А деньги немалые...

Получить покрытие платы за обучение на 5(!) лет вперед, плюс более чем приличную стипендию, не считая полной страховки – разве в такой ситуации все это реально? А на двоих детей одновременно? Сумма приближается к 600 000 долларов.

Но из тысяч других отобрали именно сестер Князевых. Почему?

Не нами сказано: «Гений – это труд». Да, девочки потрясающе талантливы и трудолюбивы фантастически, невероятно, не по годам. И все же, когда я узнал их историю, сказал: «Если бы нужно было выбрать, кому в этой семье за все происшедшее поставить памятник, я бы выбрал родителей…».

Когда у москвичей Юлии и Евгения Князевых родилась дочка Анжела, а через два года – вторая дочка, Диана, родители в какой-то момент стали замечать, что определенные вещи дети делают либо быстрее, либо точнее, чем другие. Им ничего не надо было говорить дважды. Любознательность, внимательность, умение сконцентрироваться отличали их с самого раннего возраста. Они быстро схватывали все новое, быстро запоминали.

Что было с этим делать родителям? Не обращать внимания, довериться обычному течению жизни? Родители, по специальности математики, оказались образованными, умными и сильными людьми, чтобы не только заметить явные природные способности дочерей, но и вдумчиво помочь им развиться, причем развиться в разных направлениях. Сильными – потому, что сами они были еще совсем молоды, чтобы почти полностью отставить личные проблемы, практически забыть о собственных привязанностях и интересах. Да и времена были не из легких: горбачевская перестройка осуществилась только наполовину, причем на первую – разрушительную.

Любознательность девочек проявилась, прежде всего, в желании что-то коллекционировать. Коллекционировали вместе с родителями, собирали все подряд: камешки, веточки, шарики, кубики, еще что-то, при этом учились отбирать, классифицировать, выстраивать в логический ряд. Когда девочки захотели рисовать, их отвели к профессиональному художнику. Когда они захотели заниматься художественной гимнастикой, их отвели в одну из лучших спортшкол России – ЦСКА. Если решили учиться танцам, их повезли к преподавателю хореографического училища Большого театра.

- А как же интеллект, его ведь тоже нужно было развивать? – спрашиваю я Евгения, отца девочек.

- Специального педагогического образования у нас с Юлей для этого не было, - говорит Евгений. - Мы видели свою задачу в том, чтобы процесс приобретения нашими детьми необходимых знаний сделать для них максимально интересным и увлекательным. Если попытаться сделать так, думали мы, что это будет для них интереснее, чем, скажем, сутками смотреть мультики, будет и результат. Пришлось изучить массу специальной педагогической литературы. В результате ко времени поступления в школу нашей старшей, Анжелы, девочки уже умели читать толстые книги, писать, и даже начали изучать физику, химию, биологию, другие науки. Ребенок должен чего-то хотеть и должен иметь навыки, чтобы это свое желание осуществлять – вот в этом мы видели ключ к их серьезному образованию.

Мы никогда не говорили: «Ты должна…», вместо этого было, к примеру: «Смотри, вот в этом месте Кеплер решил сделать знаешь что?..» - «Что?..»…

Мы поняли еще один важный момент: ребенок должен хорошо понимать: тот, кто учит, умеет хорошо учиться сам. И мы с Юлей многому учились сами.

- Можно ли сказать, что своими успехами девочки обязаны тому, что их природные способности оказались в умелых родительских руках?

- Да, но этим вопрос не исчерпывается, потому что хочешь - не хочешь, а девочки росли, и когда Анжеле исполнилось семь, нужно было идти в школу. Возник вопрос, в какую? Выбрали несколько лучших московских школ, конкурс в каждой колоссальный. Тесты, собеседования – было все, что в таких случаях бывает. В результате девочки прошли по конкурсу сразу в три школы…

- Но ведь Диане в это время было только пять!…

- Первый год мне пришлось «партизанить», - улыбается Диана. - Дело в том, что родители не выдержали моего «рёва» и разрешили пойти в школу вместе с Анжелой. Говорить в школе, сколько мне лет, нельзя было никому, иначе вернули бы домой. Но когда в 6 лет я окончила начальную школу и мы с сестрой перешли в 5-й класс, пришлось во всем признаться. Мудрая женщина в окружном управлении образования сначала сказала родителям, что она этого не одобряет, но потом добавила: «А может быть, и правильно сделали...». Она могла все остановить одним росчерком пера, но не стала этого делать, и мы смогли учиться дальше - так быстро, как могли и хотели. Спасибо ей огромное!

Последние четыре года девочки учились в школе по форме семейного образования. Такая форма как раз в ту пору была узаконена. Занимались дома с родителями, а экзамены сдавали в школе. При необходимости обращались за консультацией к школьным учителям, но это бывало нечасто.

Они окончили 11-ый класс школы на отлично, когда Диане было 10 лет, а Анжеле еще не исполнилось 12-ти.

А ситуация в стране такая, что, казалось бы, не до учебы: телевизор не выключается, по нему то и дело передают «Лебединое озеро»; около школы, где учились сестры Князевы, - баррикады, по улице идут танки. В магазине, чтобы получить по талону маргарин, нужно простоять четыре часа в очереди, лучше с ребенком – дадут больше…

А на работе уже три месяца не платят зарплату и нужно что-то предпринимать, чтобы заплатить за 17 кассет Оксфордского курса английского для детей…

Долго и тщательно семья выбирала вуз, куда девочки пойдут учиться: собирали сведения, анализировали, беседовали с выпускниками, интересовались у тех, кто преуспел в той или иной области, где же учились они…. Как выбрать, если все интересно, все получается, всем хочется заниматься? Окончательное решение было за девочками. Оно и на этот раз, как и всегда в будущем, было для обеих единым, они всегда – маленькая команда. Идея была в том, чтобы будущая специальность объединяла и естественные науки, и гуманитарные, и социальные.

12 июля 1997 года Анжела и Диана были приняты, ни много, ни мало, - в Финансовую Академию при Правительстве России. Они пришли к этому решению логически, а то, что выбранная специальность «Мировая экономика и международные финансы» оказалась конъюнктурной и модной, не могло повлиять на выбор – лишь увеличивало конкурс.

- Представьте себе ректора солиднейшего и престижнейшего вуза России, - продолжает Евгений, - к которому приводят десятилетнюю девочку и говорят: «Вот она хочет у вас учиться. Школьный аттестат, отличные оценки – все есть. Мы, родители, не возражаем». Как вы думаете, сколько человек из тысячи рискнет повесить себе на шею «детский сад»? Один процент? Уверен, что значительно меньше…

Их приняли, и поверьте, не было ни рекомендаций, ни знакомств, и не было заплачено никому ни копейки. Это наш принцип – если ребенок умный, в нем должны быть заинтересованы, и потому не он должен платить, а за него должны платить. К сожалению, в России этот принцип не действовал никогда, не действует и сегодня, платить требуется за все.

После первого семестра в Академии Анжела была среди студентов первой, Диана – третьей. После второго они были соответственно первой и второй. Поделив между собой первое место, девочки и закончили в 2000 году Академию, пройдя пятилетнюю программу за три года; получили диплом с отличием, степень – «экономист», что эквивалентно американскому «бакалавр плюс мастер по экономике».

- Нам очень трудно достались первые Красные дипломы, – говорят сестры. - Мы учились и выкладывались на все 100 процентов, если не больше. Для нас особая честь то, что первые дипломы с отличием о высшем образовании нам вручал министр образования Российской Федерации Владимир Филиппов.

И все годы обучения в Академии родители продолжали девочкам помогать. Разумеется, у них не было необходимости вникать в те или иные конкретные проблемы экономики, помощь была методологической – такой, какой она имела место все предыдущие годы. Кроме того, при тех нагрузках, какие были у детей, очень важно было следить за их здоровьем и нормальным физиологическим развитием. Слава Богу, с этим было все в порядке, девочки росли здоровыми, развитыми, постоянно занимались спортом или физкультурой. Более серьезными оказались для них проблемы психологические: как строить свои отношения с однокашниками, которые на много лет старше тебя? Как вести себя с теми, кто интеллектуально развит откровенно меньше тебя? Было все: смех, неприятие, высокомерие, но общаться было необходимо, ибо студент – существо коллективное. После первой сессии все проблемы разрешились сами собой, все стало на свои места...

Окончив Академию соответственно в 14 и 13 лет, Анжела и Диана поступили в аспирантуру своей же Академии и одновременно – это называется второе высшее образование – в Российский новый университет. За год (вместо обычных 2-2,5) они окончили университет, получив в 2001 году диплом с отличием, степень - «юрист» (эквивалентно американскому «бакалавр плюс мастер по юриспруденции») по специальности «Банковское и финансовое право». За это же время девочки полностью выполнили программу первого года обучения в аспирантуре: сдали на «отлично» все экзамены кандидатского минимума, экзамен на государственный сертификат по курсу «Психология. Педагогика. Методика», дающий право на преподавательскую деятельность в вузах России, опубликовали несколько научных работ.

В 1998-2001 гг. они неоднократно становились дипломантами научных студенческих конференций, в том числе всероссийских и международных, по актуальным проблемам в области экономики, финансов и юриспруденции (11 дипломов за призовые места).

Стало очевидно, учитывая всю неординарность их успеха, что сестрам просто необходимо продолжать образование, и столь же очевидно, что по их специальности это можно было сделать только за границей.

Девочки получили стипендию Президента России, прошли строгий отбор – их кандидатуры были единственными, по которым Совет ректоров России единогласно решил направить их учиться за границу. Послав документы в несколько Университетов США и получив приглашения, они выбрали Стэнфордский университет (Калифорния), где как раз можно было поступить на мастерскую программу по международной политэкономии. Поступить-то в принципе можно, но девочкам не было и 16-ти.… Дети! И в Стэнфорде им было поставлено условие: родители должны быть вместе с вами. Родители пошли и на это, хотя нетрудно себе представить, что это для них значило.

Двухлетнюю программу Стэнфорда Анжела и Диана одолели за год. Между прочим, одним из профессоров в их департаменте была Кондолиза Райс – нынешний советник президента Буша по национальной безопасности.

Видимо, сам Бог велел им в дальнейшем посвятить себя науке. Научный опыт появился у них еще в России, и он имел продолжение в Стэнфорде, где помимо мастерской программы они трудились над разработкой и некоторых научных проблем. Так возникла докторская программа в бизнес-школе Стерн. Она рассчитана на 5 лет: 2 года учебы и 3 – работа над докторской диссертацией.

Девочки не только думают по-взрослому, но и разговаривают не по-детски, стараясь наиболее точно и понятно выразить свою мысль. Спрашиваю их:

- Вот вам в совсем еще юном возрасте пришлось оставить и привычную среду, и привычную жизнь. Все вокруг на английском, все иначе, чем дома, в Москве. Не тоскуете?

- Конечно, тоскуем. Но ведь так в жизни всегда и бывает: рано или поздно человек становится перед выбором. Приходится чем-то жертвовать, в том числе стандартными привычками. Мы свой выбор сделали в пользу самого лучшего в мире образования в той области, которая нам интересна. Мы, кстати, кроме английского, выучили испанский, немецкий и французский, а сейчас понемногу осваиваем итальянский. Что же касается общения, то переписываемся с нашими друзьями в России, благо есть интернет, в то же время здесь у нас круг общения значительно расширился. Но повторяем, занятия, научная работа, практически не оставляют времени ни на что другое...

- Но хотя бы почитать книжку, я имею в виду художественную, удается? Есть вообще у вас любимые книжки – такие, которые вы читали не один раз?

Диана: Я люблю «Мадам Бовари» Флобера и кое-что из французской классики: Гюго, Золя, Бальзака. Кроме того, американца Драйзера.

Анжела: А я – «Преступление и наказание» Достоевского.

Из всего, мне рассказанного, однозначно следует: все свои силы и, сказать прямо – силы немалые, команда Князевых сосредоточила на профессиональной карьере Анжелы и Дианы. А как же быть со множеством разнообразных интересов, с желанием стать гармонично развитой личностью, о которой были разговоры в совсем еще недалеком детстве?

- Все это остается, но приходится разнести по времени, ибо для того, чтобы в современных условиях стать высоким профессионалом в своей области, от очень многого другого приходится на время отказаться.

Хорошо бы – не навсегда.

Hosted by uCoz